Свято-Покровський чоловічий монастир в с. Ракошино

У истоков основания изначального храма, а в последствии обители стоят труды протоиерея, а (в последствии архимандрита Андрея) Всеволода Коломацкого.

Отец Всеволод решает построить храм в древнерусском стиле в форме креста и увенчать его семью куполами. Буквально по крупицам о. Всеволод собирал деньги на постройку. Его обращения к народу пылали верой, надеждой и любовью и храм чудесно вырастал прямо на глазах. Но, как говорят святые отцы, если после того, как сотворил доброе дело, не было искушений, то оно Богом не принято. Так и случилось, когда строительство храма было почти завершено 6 декабря 1927 года у о. Всеволода умирает матушка и маленькая дочка. Их похоронили под алтарной стеной храма.

В 1977-1978 годах советская власть храм закрыла и сделала из него музей религии и атеизма.

 

24 февраля 2001 года, указом епископа Мукачевского и Ужгородского Агапита (Бевцика), на базе храма был основан Свято-Покровский мужской монастырь. Настоятелем и ответственным за строительство монастыря был назначен архимандрит Митрофан (Шимон) который, практически с нуля, отстроил другой Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь с. Бедевля, Тячевского района.

Буквально через год состоялось официальное открытие обители. Согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 апреля 2002 года было решено открыть Свято-Покровский мужской монастырь в с. Ракошино (Руское) Мукачевского района Закарпатской области[2].

Строительство обители проходило сложно. Церковь находилась в аварийном состоянии, крыша сияла многочисленными дырами. По храму летали голуби, на стенах, вместо икон, были портреты партийных лидеров. Штукатурка почти полностью осыпалась. Роспись, к сожалению, была практически утеряна. Вокруг церкви был участок 12 соток, без жилых построек, то есть жить было негде, и братия поселилась в пожертвованном не отапливаемом «финском домике», где зимой в стакане замерзала вода…

Тяжело, на первых порах, было братии, которые, разбирая руины, возрождали историю, сохраняя дух православия, которым дышали фундамент и стены храма-памятника. И заработали строительные инструменты, и закипела кропотливая трудоемкая робота, а параллельно проводились благодатные службы Божии.

В 2002 году на престольный праздник Покрова Божьей Матери епископом Мукачевским та Ужгородским Агапитом была освящена памятная доска в честь 80-тилетия основания храма и установлено мраморный Крест Господень на пожертвования мецената монастыря М.М. Рябца с семьей.

На сегодня в монастыре проживает 16 насельников – 12 монахов и 4 послушника. Братией монастыря строится большой храмовый и хозяйственно-жилищный комплексы. Проводится проповедническая и миссионерская работа с молодежью Закарпатья и других регионов нашего государства. Ведется благотворительное сотрудничество с домами-интернатами и домами престарелых и малообеспеченными жителями нашей страны.

В монастыре совершаются каждодневные богослужения.
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ

1. Иверская Икона Божией Матери. Подарена Иерусалимским патриархом Иоаникием патриарху Московскому и всея Руси Алексию І (Симанскому) (1945-1970). Патриарх, за верную службу в патриархии, дарит икону Божией Матери схимонахине Мокрине (Мацько) насельнице Свято – Николаевского монастыря г. Мукачево. Матушка в 1994 году подарила чудотворную икону своему земляку, духовному чаду, настоятелю Свято – Покровского мужского монастыря – архимандриту Митрофану (Шимон). Икона присутствует в храме и источает множество чудес: исцеляет онкологические болезни, дарует детей просящим и с верой притекающих к Ней, исцеляет болезни головы и многие другие болезни, людей, прибегающих к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы.

2. Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицею мощей письма начала ХІХ столетия. Написана и привезена со Святой Горы Афон, из Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Подарена епископу Агапиту (Бевцику). Владыка в 2005 году подарил икону для поклонения братии и прихожан монастыря.

3. Икона Знамения Божьей Матери, была написана архимандритом Андреем (Коломацким) в 20-е гг.

4. Икона Иисуса Христа – Солнце Правды, привезена из Одессы. В 1998 году подарена отцом Михаилом настоятелю Свято – Покровского мужского монастыря архимандриту Митрофану (Шимон).

Список братии Свято-Покровского мужского монастыря на 25.11.2008

  • Архимандрит Митрофан (Шимон Владимир Васильевич) – настоятель, поступление в монастырь 2001 г.
  • Игумен Алексий (Кольцов Алексей Валериевич) – благочинный, поступление в монастырь 2003 г.
  • Игумен Рафаил (Голод Михаил Михайлович) – духовник монастыря, поступление в монастырь 2002 г.
  • Игумен Мефодий (Савчинец Виталий Юрьевич) – просфорник, смотритель пасеки, поступление в монастырь 2002 г.
  • Игумен Амфилохий (Пойдинец Иван Иванович) – эконом, поступление в монастырь 2003 г.
  • Игумен Нестор (Сидоркин Андрей Николаевич) – уставщик, поступление в монастырь 2006 г.
  • Иеромонах Пантелеимон (Харченко Александр Николаевич) – келарь, поступление в монастырь 2007 г.
  • Иеромонах Илларий (Гаврилец Юрий Михайлович) – ризничньїй, поступление в монастырь 2005 г.
  • Иеромонах Иоанн (Бабюк Илья Ильич) – завхоз, поступление в монастырь 2007 г.
  • Иеродиакон Даниил (Дзибенчук Александр ) – поступление в монастырь 2007 г.
  • Послушник Владимир (Бонь).
  • Послушник Роман (Тимошенко).

Послушник Юрий ().

В монастыре пребывают частички мощей различных святых: прп. Алексия Карпаторусского, прпп. Иова и Амфилохия Почаевских, прп. Серафима Саровского, прп. Кукши Одесского, св. ап. и ев. Луки, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Димитрия Ростовского, прп. Феодосия Черниговского, свт. Иннокентия Херсонского, св. мчч. Прова, Тараха, Андроника, св. мчч. Вифлеемских, прмч. Иерофея Нового, Каламского, Иверянина (Афонского), прпп. мчч. Дивногорских, татарами убиенных (Воронеж), прпп. мчч. Хозевитских (Иерусалим), прпп. мчч. в обители Саввы персами избиенных (Иерусалим), прпп. мчч. в Лавре Феодосия Великого убиенных, прпп. мчч. монастыря Горы Искушений, прпп. мчч. в обители прп. Герасима Иорданского персами избиенных, прп. Илариона Затворника, Троекуровского (Тамбовского), прп. Иоанна Затворника, Святогорского, прп. Гавриила Афонского, прпп. отцев Церковщины (Киевских), прп. Шио Мгвинского, св. блгв. кн. Константина Ярославского, св. блгв. кн. Василия Ярославского, св. блгв. кнн. Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских, прп. Алексея Голосеевского, прпп. мчч. Зверинецких, прпп. старцев Оптинских.
МОНАСТЫРСКИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Покрова Пресвятой Богородицы (престольный праздник).

2. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).

3. Великомученика и целителя Пантелеимона.
Биографический очерк жизни архимандрита Андрея Коломацкого
(08.02.1896-13.02.1980) [3]

Архимандрит
Андрей
(Коломацкий)

Архимандрит Андрей (Коломацкий) – пастырь, к которому в полной мере можно отнести слова Господа: “Знаю дела твои, и труд твой имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал” (Откр.2, 2-3). Огромен его миссионерский подвиг на благо всей Православной Церкви, а особенно Православной Церкви в Чехословакии, где он трудился всю свою скромную и достойную жизнь.

Всеволод Владимирович Коломацкий, впоследствии отец Андрей, родился 8 февраля 1896 года в бедной набожной семье на Киевщине, в селе Саражинцы. Его отец, Владимир Севастьянович Коломацкий, служил псаломщиком в сельском храме. Мать, Серафима Ивановна Богородицкая, воспитывала четырёх детей в вере и любви к Богу, прививая им искренность, послушание, внимание и доброту ко всем людям. Отец и мать происходили из духовного звания и получили основы грамоты в церковной школе, поэтому они приложили все усилия, чтобы дать образование и своим детям. Окончив 5 классов Киево-Подольского духовного училища, Всеволод был определен на учебу в Киевскую духовную семинарию. Но его планы стать священнослужителем были надолго прерваны Первой мировой войной. Не успел он окончить полный курс семинарии, как была объявлена мобилизация на фронт. Находясь на фронте в гуще военных действий, Всеволод Владимирович был семь раз ранен, но Господь сохранил ему жизнь.

По окончании войны и революционных событий в России Всеволод Коломацкий оказался в среде карпато-русского населения Подкарпатской Руси, которая входила в состав новообразованной Чехословацкой республики. Здесь в 1923 году он вступил в брак с Елизаветой Яковлевой. В том же году ему довелось встретиться с владыкой Вениамином (Федченковым), с которым он раньше был лично знаком. Он снова выразил владыке свое желание принять сан священства. Епископ Вениамин ещё больше укрепил его в этом стремлении, ободрил, призвав не бояться трудностей, связанных с порой нищенским существованием духовенства в Мукачевской епархии. “Господь не оставит верного Своего служителя, лишь бы его сердце было всецело предано любви Божией и пастве”, – говорил владыка Всеволоду Владимировичу. 14 января 1924 года в селе Червеньове Всеволод Коломацкий был рукоположен епископом Вениамином в сан диакона, а на следующий день, в день памяти преподобного Серафима Саровского, во иерея.
Храм
Святого Духа
в Межилаборцах

В первой четверти XX века среди населения Закарпатья набирало силу движение по выходу из унии и возвращению в православие, к вере своих предков. В Австро-Венгрии это преследовалось законом как государственное преступление. Об этом свидетельствует Марамарош-Сигетский судебный процесс 1913-14 гг., на котором из 180 инициаторов возвращения в православие 94 человека во главе с иеромонахом Алексием (Кабалюком) были осуждены на разные сроки тюремного заключения и денежные штрафы.

После распада Австро-Венгрии в Чехословакии продолжали действовать устаревшие австрийские законы о вероисповеданиях. Согласно им, верующие, вернувшиеся в православие, и дети, крещенные в православной церкви, официально продолжали считаться униатами. Только с большим трудом можно было добиться исправлений в метрических записях и зарегистрироваться православным. Принявшие православие лишались права на пользование церковным имуществом; в селах, где наряду с православными оставались униаты, и даже и там, где оставались только православные, греко-католики закрывали храмы, а церковные земли сдавали в аренду.
Кафедральный
собор
св. Горазда I
в Оломоуце

Такое унизительное положение вызывало у отца Всеволода сильное желание помочь православному народу. Он становится миссионером, и духовная сила его проповеди привлекала к Православию всё большее число верующих. Но активная проповедническая деятельность отца Всеволода встречала серьезное сопротивление со стороны представителей властей. Окружной начальник в Мукачево Солич запретил отцу Всеволоду совершать богослужения в селе Старое Давыдково и отдал приказ арестовать его и выслать из Чехословакии, но отца Всеволода спасло чехословацкое подданство и прежняя государственная должность, доказанная документами. Всего он арестовывался семь раз. Однако, в условиях постоянного давления со стороны властей, отцу Всеволоду удалось не только остаться в стране, но и начать труд всей его жизни – строительство и восстановление православных храмов.

Никогда не учившийся архитектуре и строительству, отец Всеволод занялся постройкой новых церквей. При этом он самостоятельно выполнял проекты и организовывал строительство. Сначала средств на покупку на покупку стройматериалов не хватало – первый временный храм в селе Русское был сооружен из досок. Позднее, в 1926-1927 гг., в селе Русское-Ракошино была построена церковь из кирпича. Верующие охотно жертвовали на храм и помогали в строительстве, но, тем не менее, после окончания работы обнаружилось, что нет средств на приобретение икон. Тогда отец Всеволод, не смотря на очень слабое зрение, сам взялся за иконопись, и впоследствии украшал своими иконами многие новые храмы.
Храм
св. Людмилы
в Ржимице

В 1926 году отец Всеволод был удостоен сана протоиерея. Вскоре он принимается за строительство деревянного храма по своему проекту в селе Старое Давыдково. В апреле 1927 года, тяжело заболела и умерла его дочь Клавдия, а вслед за ней, в декабре 1927 года, скончалась и матушка Елизавета. Его скорбь была омрачена еще и тем, что окружной начальник Солич запретил совершать погребение на кладбище в селе Русское, так как оно считалось принадлежащим греко-католической церкви. Поскольку храм еще не был достроен, отцу Всеволоду удалось получить разрешение дополнительно внести в план и устроить крипту под храмом, где и была похоронена матушка. На руках у него остался сын Даниил, который впоследствии помогал отцу в строительстве. А оно продолжалось – в течение десяти лет удалось построить храмы с иконостасами в ряде приходов: в Барбово (1927 г.), в Ужгороде(1929-1933гг.), в Домбоках (1931-1932гг.) и других местах. При этом власти продолжали свое вмешательство – у отца Всеволода несколько раз проводились обыски. Но, несмотря ни на что, до конца своих дней отец Всеволод не прекращал строительство храмов и служение людям. Многое пришлось перенести ревностному подвижнику: неоднократные падения с высоты при постройках, отсутствие средств, а затем и военные беды.

В 1942 году, после расстрела нацистами епископа Горазда, Чешская Православная Церковь была ликвидирована, духовенство схвачено, арестовано и депортировано на принудительные работы в Германию. Такая же участь постигла и отца Всеволода, однако по состоянию здоровья ему удалось вернуться в Прагу. Совершать богослужения ему было строго запрещено, но он, несмотря на большую опасность, тайно служил и совершал необходимые требы.
Храм
св.Вячеслава
в Стременичко

После окончания войны вновь стало возможным восстановление храмов и возрождение Православной Церкви. Отец Всеволод получил во временное управление Чешскую епархию и посетил все приходы, помогая верующим обновлять церковную жизнь. В 1946 году отец Всеволод был пострижен в монашество с именем Андрей, в честь апостола Андрея Первозванного, и вскоре был возведен в сан игумена, а в конце 1946 года – в сан архимандрита. В течение десяти лет он построил 31 иконостас. После объединения православных приходов отец Андрей перешел служить в Словакию. Впоследствии он руководил курсами по подготовке священнических кадров. Не смотря на физическую слабость отец Андрей неутомимо трудился на благо Церкви, духовно окормляя два прихода в Румбурке и Чешской Липе, публиковал статьи на различные темы, выступал на съездах духовенства. До конца своих дней он не оставлял своего любимого дела строительства храмов и изготовления иконостасов. За свои труды архимандрит Андрея был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия II степени.

Вот далеко не полный перечень храмов и иконостасов построенных этим неутомимым тружеником на ниве Христовой: храм в селе Русское (1926 г.), храм в селе Русское-Ракошино (1926-1927 гг.), храм в селе Старое Давыдково, храмы в Барбово (1927 г.), в Ужгороде(1929-1933 гг.), храм и кладбищенская часовня в Домбоках(1931-1932 гг.), храмы в Ржимицах (1933-1934 гг.), в Худобине (1934-1936 гг.), в Стременичко(1936 г.), в Сваляве(1935 г.), в Бликах(1936 г.), в Великих Лучках (1936-1937 гг.), епископская резиденция в Мукачеве и Крестовая церковь (1936-1937 гг.), храмы в Оломоуце (1937-1939 гг.), в Долни Коуце, в Челеховицах (1941-1942 гг.), храм и приходской дом в Тршебиче (1939-1940 гг.), восстановление храма и иконостаса в кафедральном соборе в Праге(1945-1946 гг.), храм-памятник в честь русских и чешских воинов в Межилаборцах(1948 г.), кафедральный собор во имя св. Александра Невского в Пряшеве(1948 г.), восстановление храма в Улич-Кривом, храмы в Стакчине и селе Дара(1950 г.), иконостасы в Литомержицах, Жатце, Мосте, Плзне, Горшовски Тин, Красной Липе, Соколове, Фридланде, Опаве, Судицах, Кашове, Острове и в других местах; две церкви в Чешской Липе (1952 г.), храм в Румбурке, колокольня в Улич-Кривом, иконостас в митрополичьей Крестовой церкви.

После объединения православных приходов перешел служить в Словакию. Руководил курсами по подготовке священнических кадров. Последние два года провел в г. Румбурк (Чехия). Скончался 13 февраля 1980 года. Похоронен на местном кладбище в Румбурке.